Реорганизация

О рынке МФО

27.02.2013

МФО как объект вложений денег

МФО предлагает вложение денег в микрозаймы. Бизнес МФО характеризуется высокими темпами роста в ближайшие несколько лет. Реестр компаний, выдающих займы, ежемесячно увеличивается. Согласно прогнозам Минфина РФ, рынок микрозаймов через 3 года вырастет в 5 раз, а через 5 лет – в 10 раз, объем капитала находящегося на данном рынке к 2014 году достигнет 77 млрд. руб.

Доходность вложений в МФО

Для частных инвесторов вложение денег в МФО – новый финансовый продукт. Если посмотреть на возможные доступные инструменты инвестирования, с одной стороны, самый безрисковый - банковский депозит благодаря системе страхования вкладов, но в то же время, доходность депозитов низкая – она не позволяет даже сберечь накопленное. С другой стороны, есть фондовый рынок, инструменты которого не имеют стабильности, а обещанная высокая доходность может превратиться в серьезный убыток, восполнить который потребуются многие годы. Между банковским депозитом и инструментами фондового рынка находятся вложения в МФО. Они более рискованны, чем депозиты, потому что здесь нет защиты вкладов АСВ, но менее рискованны, чем фондовый рынок и гарантируют доходность выше банковских депозитов на 3—10% годовых.

Характеристика рынка МФО в России

Сфера микрозаймов в России формируется только сейчас. Конечно, до этого момента займы тоже выдавались, но именно с 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2010 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», этот вид деятельности стал регулироваться отдельным законом и находится под контролем Минфина РФ.

Емкость рынка микрозаймов в мире оценивается в миллиарды долларов США. Наиболее крупным представителем принято считать Грамин Банк, инициатором и основателем которого является Мухаммад Юнус. Однако специфика микрозаймов в странах Африки и Азии отлична от целей таких займов в Европе и России. В развивающихся странах – это социально-политическое явление, позволяющее поднять средний уровень жизни, помочь беднейшему населению. Но в России цели заимствований иные: короткий займ до зарплаты, деньги в долг тем, кому отказали банки, займы микробизнесу, не спопособному пройти жесткие требования банка, запуск стартапов.

На сегодня на рынке работает 1402 компании МФО, самой старой из которых - 6 лет. На 15.12.2011 объем рынка микрозаймов, по оценке РМЦ, составлял более 30 млрд. руб., потенциал - 300 млрд. руб., половина из них займы на личные нужды.

Конкуренция на рынке МФО

Конкурентами на рынке микрозаймов являются региональные МФО, федеральные МФО, коммерческие банки, выдающие экспресс-кредиты, а также ломбарды, кредитные кооперативы. Яркими представителями российского рынка МФО являются проекты «Домашние деньги», «РАМфин», «Финотдел», «Микрофинанс», «ФИНКА», «Центр финансовых услуг», «Центр микрофинансирования».

Что ждет рынок МФО в будущем?

  • региональное развитие МФО с проникновением в населенные пункты с численностью несколько тысяч человек;

  • участие федеральных банков в проектах МФО (например, «Микрофинанс», «ВТБ-Экспресс»);

  • создание собственных или покупка местных МФО региональными банками, а также различные варианты сотрудничества с МФО, что позволит увеличить доходность сети продаж за счет снижения процента отказов по кредитным заявкам и кросс-продаж карт и текущих счетов;

  • появление сервисных компаний, обслуживающих процессы МФО;

  • консолидация рынка через 5 лет.

Какие риски надо оценить, прежде чем вложить деньги в МФО?

При оценке МФО как объекта вложения своих денег надо оценить компанию с точки зрения следующих рисков.

Кредитный риск:

  • система оценки и проверки заемщика МФО;

  • соблюдение утвержденных Минфином РФ нормативов Н1 и Н2;

  • каналы привлечения клиентов (слабый контроль каналов продаж может привести к фактам мошенничества, а в итоге к незапланированным убыткам);

  • своевременная и системная работа с просроченной задолженностью.

Правовой риск:

  • в январе 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который регулирует деятельность в данной области предпринимательства;

  • наличие внутренних регламентирующих документов - порядков, положений, систематизирующих процесс принятия решений финансовых рисков, выдачи и сопровождения займов.

Риск потери деловой репутации:

  • проверка отрицательных отзывов и рекомендаций клиентов и сотрудников, это позволяет лучше увидеть слабые стороны компании и сложности, с которыми она может столкнуться в будущем.

Стратегический риск:

  • участие на регулярной основе в семинарах, конференциях и других мероприятиях профессиональных ассоциаций рынка МФО таких, как НАУМИР, Российский микрофинансовый центр;

  • регулярный анализ состояния рынка МФО и доли компании, что важно на быстро растущем и меняющемся рынке;

  • наличие положительного опыта работы руководства компании в сфере кредитования и рисков.

Лицензирование деятельности МФО

Для ведения бизнеса не требуется лицензирование, как у банков, однако данная процедура заменена на внесение в реестр Федеральной службы по финансовым рынкам России (www.fcsm.ru). Контроль за деятельностью МФО осуществляет Минфин России.

Основные источники фондирования МФО

  • за счет средств учредителей и стратегического инвестора;

  • за счет привлечения займов частных инвесторов и вкладчиков;

  • за счет институциональных инвесторов (например, ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», Фонд поддержки микрофинансовых организаций ЗАО «Центурион Капитал», ВТБ24).

Показатели финансового состояния МФО - Н1 и Н2

Норматив достаточности собственных средств (Н1)

Отражает отношение собственных средств к выданным займам. Нормативное значение 5% (проект Положения «О нормативах достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций», www.rmcenter.ru). Данные средства служат страховым резервом и могут быть аккумулированы как в уставном капитале, так и внутреннем резервном фонде аналогично тому, как банки отчисляют в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ от привлекаемых средств, однако поскольку по статистике просрочка МФО выше банков в 1,64 раза, данное значение, желательно, должно быть не ниже 6,5%.

Норматив ликвидности (Н2)

Соотношение выданных займов к привлеченным средствам сроком истребования не более 365 дней. Значение должно быть не менее 50%.

Соотношение выдаваемых займок к вкладываемым деньгам МФО


Назад к списку пресс-релизов